11 декабря 2017 г.


Valid HTML 4.01!

изготовление, дизайн, хостинг: ООО НТЦ Итиль-95

Хорошее слово – половина ДЕЛА

Мозгалова Н.В.
кандидат филологических наук,
доцент кафедры современного русского языка
и методики преподавания ИвГУ

Помните, как в фильме «Доживем до понедельника» (по пьесе Г. Полонского) герой Тихонова Мельников разразился негодованием, когда наткнулся в речи учительницы Таисии Николаевны на просторечное «лóжить»?

— Послушайте, нельзя же так! Мы в учительской … или…

— Это вы — мне?

— Вам, вам! «Лóжить» — нет такого глагола. То есть на толкучке есть, а для нас с вами — нет! Надо же как-то авторитет свой поберечь, и чужие уши заодно…

Насчет «поберечь» — точно и справедливо замечено. Просторечие (пренебрежение нормами литературного языка) недопустимо в речи любого образованного человека, уважающего себя и своих собеседников. Тем более непозволительно прибегать к просторечию в ситуациях, когда обсуждение носит официальный, не бытовой характер.

Недопустимость объясняется следующим образом: во-первых, просторечие засоряет речь и нарушает чистоту литературного языка, во-вторых, любое немотивированное нарушение языковых норм мешает успешному взаимопониманию, поскольку всякая неправильность речи отвлекает от предмета разговора, уводит слушателя (читателя) от существа дела, раздражает, наконец.

Соблюдение (несоблюдение) норм литературного языка играет важную роль в коммуникации. Попробуй разбери, какой смысл приютился за безграмотной речью:

…дила фпарятки чи го итибе жилаем диржис пакрепчи галупчик данипадай сгары та.

Понятное дело, сплошная (тотальная) безграмотность подобного послания — вещь нереальная в наши дни. Но как приём, пусть утрированный, всё же убеждает, что владение нормами — это не роскошь, а первостепенная необходимость для правильного понимания. И показатель общей культуры личности.

Использование нелитературных средств для выражения мыслей в речи школьников оборачивается ошибками.

Нарушил норму словоупотребления, пренебрег точностью лексического значения — и получи замечание: на полях тетради появляется Р как показатель лексической ошибки (слово в несвойственном значении, нарушена лексическая сочетаемость или т.п. (разъяснение последует):

Началась избирательная фиеста.

Бабушка кивает добрым лицом.

Борьба ведется под тезисом защиты прав человека…

Употребил эмоционально окрашенное слово немотивированно, т.е. вне своего контекста,— и фраза выглядит неудачно из-за стилистической неуместности. А это тоже Р как показатель стилистической погрешности:

Все боятся Кабаниху. Вот и Тихон сваливает от матери…

Иногда неточность словесного выражения «дополняет» ясность мысли всей фразы и порождает нелепую речевую ошибку, которую никак не удается исправить простой заменой одного слова на другое. Это Р — коммуникативная неудача (показатель нарушения таких коммуникативных качеств речи, как ясность мысли, точность словесного выражения):

Старшина Васков выбирает пять девушек и командует своей боевой единицей.

Монолог кн. Андрея с деревом можно назвать диалогом, который здорово влияет на композицию романа.

Блок любит родину, как свою жену.

Коммуникативная неудача — всегда следствие «приблизительного» мышления и привычки к просторечию. «Неточность слов есть признак неясности мысли», по Л.Н.Толстому.

Но только ли в речи школьников проявляется сей недуг? Ученику снижается оценка за произведение его речемыслительной деятельности, так сказать. А небезобидные перлы взрослых, с позволения – ораторов, уполномоченных властью вещать согражданам?.. Да с экранов телевизоров?.. Остаются безнаказанными?

Мне бы хотелось этот вопрос узнать пополнее.

Тихонов уже по Бакулину объявил.

Принцип ведь не в том отношении, кто какой партии преследует.

Мы дали инициативу, чтобы этот вопрос необходимо убрать.

Он попросил отдохнуть отпуск.

Там еще много вопросов, которые надо продолжать.

Я бы не назвал кого-то такой формулировкой.

И все это из десятиминутного эфира! И без всякого утрирования. Просто синдром В.С.Черномырдина.

…Так вот о наказании. Оно, конечно же, следует. Только не в виде снижения оценки за результаты речемыслительной деятельности. В сознании слушателя снижается оценка за профессиональную деятельность высокопоставленного лица, занимающего государственную должность.

Нормы литературного языка не отменяются и для взрослых. И, возможно, тем более не отменяются для государственных мужей, по долгу службы призванных выступать публично, т.е. общаться большой аудиторией!

Говорить правильно — значит выражать свои мысли внятно и точно, на чистом литературном языке (так, чтобы в ситуациях официального общения обходиться без подъездного просторечного сленга: Идешь по набережной, а «мерседес» в одно место подпирает…).

Говорить правильно необходимо и тогда, когда это живая речь, которая произносится, звучит и — главное — создается в считанные секунды, в момент говорения, на глазах у всех.

А как же иначе! Должность и ситуация обязывают: литературная речь — часть любой профессиональной деятельности.

Ведь когда мы говорим правильно, мы, действительно, бережем не только литературный язык, родную русскую речь содержим в чистоте, но и оберегаем «свой авторитет», свою репутацию культурного человека и, как ни странно, «чужие уши».

А то ведь слово — не воробей…

И молчание — другой раз истинное золото.