Романов А.И., главный редактор газеты "Рабочий край"
1.Да.
2. Язык изменился значительно. Обычно в числе отрицательных процессов
называют вторжение в лексику иностранщины, вульгаризмов, жаргонизмов,
матерщины, безграмотного словоупотребления и т. д. Однако это только вершина айсберга.
Гораздо опаснее для языка как орудия мышления, на мой взгляд, утрата активного глагола и замена его канцеляризмом. Что происходит: живой и разнообразный строй русской речи сейчас движется к примитивному англо-американскому аналитизму, с его непременной до беспросветности парой "подлежащее - сказуемое"; кроме того, активно обедняется "соль" русского языка – интонация. А в сумме это дает эффект "оболванивания" российского общества.
На мой взгляд, суета по "исправлению" и "защите" языка
зачастую носит конъюнктурный политический подтекст. "Исправить ситуацию" в языке невозможно без "исправления" ситуации в обществе. Но на передовой линии должна быть, конечно, школа. К сожалению, в школе побеждает ЕГЭ - система тестового оглупления, внедряемая не на основе продекларированного свободного выбора, а на далеких от науки
"законах джунглей": кто с ЕГЭ не согласен, тот денег не получит.
3. Влияние здесь обоюдное. Засилье воинствующей безграмотности на телевидении мощно воздействует на духовное состояние общества, деформирует норму языка и норму морали. Голос духа вытесняется трепом "с душком", даже смех (с его очищающей силой) заменяется на передергивание из тупого в нечто, еще тупее.
С другой стороны, люди масштаба Д.С. Лихачева (умеющие правильно говорить по-русски и могущие научить этому других) просто уходят из жизни. Такие рождаются редко: на одного Лихачева сотня "писателей-сатириков". Поэтому те, кому Бог дал иммунитет от пошлости, загоняются в "катакомбы", ощущают себя, как на войне с неисчислимой ордой "новых басурман".
4. Бесспорно, проблемы языка - это проблемы выживания нации, проблемы всех и каждого. Однако парадокс в том, что ставить их и предлагать пути решения должны прежде всего специалисты - языковеды. По крайней мере, они избавлены от административных заблуждений насчет эффективности всякого рода запретов и предписаний.
5. Прежде всего, век живи - век учись. Надо постоянно работать над собственной речью. Учить своих детей говорить и мыслить по-русски. Что касается непосредственной работы в газете, то главная задача - правильно
поставить вопрос, сформулировать проблему так, чтобы пробудить интерес
к решению всем миром и каждым на своем месте, поскольку иного способа
помочь себе и языку у русских просто нет. Ну и, конечно, надо действовать по поговорке "вода камень точит" - развлекая, разъяснять, просвещать.
6. Дело в том, что сегодня русские, потерпевшие катастрофу развала СССР,
должны получить статус "разделенной нации", каковой они в действительности и являются (как немцы, до воссоединения). Язык при этом играет колоссальную роль - это единственное, что при всех условиях, в любой ситуации объединяет русских. Кроме того, и на территории самой Российской Федерации русские порой чувствуют себя во враждебной среде из-за позиции средств массовой информации, находятся в состоянии "внутренней эмиграции".
Возрождение языка никак не может не быть оторвано от задачи возрождения нации и национальной идеи.
|