25 ноября 2024 г. |
||
|
Царёв В.Ф.ректор Ивановской ГСХА1.Активное использование ресурсов русского языка у многих связано с профессиональной деятельностью. Где бы мы ни трудились – в образовательном учреждении, в научной организации, в сельскохозяйственном производственном кооперативе - всюду необходимо глубокое знание языка, умение точно, ясно и ярко выражать свои мысли. Мы всегда помним слова А.Н. Толстого: «Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, на чистом, богатом языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». Слово – одежда мысли. Без высокой культурной речи, без соблюдения норм речевого этикета нет и культурного человека. 2.На мой взгляд, язык, которым пользуется общество, изменился сильно. С одной стороны, он наполнен американизмами и англицизмами, а с другой - в результате ослабления внимания к языку в школе и в семье в него перекочевали бранные слова. Они проникают и из средств массовой информации. Безусловно, это отражается на нашем обществе и на наших студентах – выходцах из села. В настоящее время делаются первые шаги в исправлении ситуации. В вузах вводится предмет «Русский язык и культура речи», а в некоторых вузах – предмет «Риторика». Это, можно надеяться, создаст благоприятный языковой климат в молодой семье. Но начинать надо с детского сада. Во всей системе образования (детский сад, школа, вуз) необходимо усилить внимание к русскому языку, ибо язык – один из составляющих элементов нации и показатель ее здоровья. 3. У России есть громадные преимущества по сравнению с другими народами мира. У нас величайшая литература, представленная мастерами слова 19 века, да и сейчас есть писатели, которые бережно относятся к языку и хранят его чистоту. 4. Это не узкая лингвистическая проблема, а проблема самосохранения нации, и поэтому надо привлекать внимание общественности к русскому языку. 5. Ректор академии при содействии учёного совета предпринимает усилия для сохранения и развития родного языка. На двух факультетах вуза (экономическом и факультете механизации сельского хозяйства) с 2000 года введен курс «Русский язык и культура речи» с последующей сдачей экзамена. На других факультетах студентам предоставляется возможность по их выбору изучать дисциплину «Культура речи». Считаю, что полезным было бы чтение курса лекций по культуре речи для преподавателей и сотрудников академии. Кроме того, можно проводить олимпиады, вечера, конкурсы сочинений. Лучшие студенческие работы необходимо поощрять и издавать в отдельных сборниках. Мы понимаем, что выпускники ИГСХА, которые будут работать на селе, должны стать образцом интеллигентного поведения, а это значит, что они должны, безусловно, хорошо владеть русской речью. Мы на это надеемся и прилагаем все усилия. 6. Понятие «национальная идея» охватывает понятие «национальный язык»; в широком понимании она включает в себя любовь к Родине, её проблемы, так же, как и любовь к русскому языку, стремление к их возрождению. |