22 августа 2017 г.


Valid HTML 4.01!

изготовление, дизайн, хостинг: ООО НТЦ Итиль-95

Более сорока лет подряд лингвистические кафедры филологического факультета ИвГУ готовят и совместно с органами образования проводят для школьников областную олимпиаду по русскому языку. Филфак распахивает свои двери, лингвистический Олимп встречает своих покорителей, но главное все-таки не только выявить победителей, но и пробудить в школьниках глубокий познавательный интерес к предмету, творческую дерзновенность в анализе языковых фактов и, вместе с тем, бережное отношение к родной речи.

42-я областная олимпиада школьников по русскому языку

1. Поставьте знак ударения в словах.

Агентство, афера, договор, дружить, завидно, заклеить, запломбированный, избаловать, изредка, кулинария, мизерный, обеспечение, облегчить, ободрить.

2. Дана фонетическая транскрипция слов. Восстановите по ней графический облик этих слов.

[ап’иэл’áцыjа] – [катэтш] –
[д’иэф’ис] – [интыэр’jэр] –
[кал’этш] –

3. Объедините в группы слова с одинаковым словообразовательным значением, укажите это значение. Какие слова и почему не вошли в группы?

Кивок, ездок, восток, глоток, сапожок, смычок, огонёк, зевок, пенёк, порошок, петушок, ходок, плевок, курок, едок.

4. Почему пишется автоколонна, кинофестиваль, фотомонтаж, но авиапочта, авиабомба? Разве в двух последних словах не должна употребляться соединительная гласная о?

5. Приставкой или корнем является близ в слове близлежащий? Докажите.

6. Укажите, какой частью речи являются подчёркнутые слова.
Это было сложнее ( ), чем обычно.
В адрес ( ) администрации поступило много ( ) поздравлений.
Письма, что ( ) были посланы ( ) с курьерами, пришли вовремя. Летом ( ) организовать праздник всегда труднее ( ).

7. Попробуйте выразить смысл предложения: "Юноша после окончания средней школы задумывается о выборе жизненного пути" – возможно большим количеством синонимичных синтаксических конструкций (осложнёнными простыми предложениями, сложными предложениями).

8. Напишите числительные словами.
Разберите по членам последнее предложение.
·Недавно вышел альбом с (237) …………………… ………………. его рисунками.
·К (365) ……………………………………. дням в високосном году прибавляется ещё один.
·О (678) ……………………………………………… воспитанниках этой школы было многое известно, и всё же о (320) ………из них ещё предстояло кое-что выяснить.

9. Найдите и исправьте ошибки.Пейзаж в его произведениях играет большое значение.
Пятеро девочек и трое мальчиков стояли у подъезда.
Она делится с нами о своих творческих планах. Полярники дрейфили на льдине.
Эта задача более легче.
Его отчислили за систематические прогулы без уважительных причин.

10. У Ариадны Эфрон (художник, дочь Марины Цветаевой; была в ссылке на Енисее) в письме Борису Пастернаку есть такой фрагмент.
В лесу сразу тихо и просторно. Сколько же места занимает листва! Листва – это поэзия, а сегодняшний лес – голые факты. Деревья стоят голые, как факты, и чувствуешь себя как-то неловко. Будто ребёнок, попавший в заросли розог. И белизна кругом ослепительная! Природа сделала белую страницу из своего прошлого, чтобы весной начать совершенно новую биографию. Ей можно.
· Определите стиль фрагмента. Подчеркните слова и выражения, которые подтверждают Вашу точку зрения.
·· Докажите, что данный фрагмент письма можно считать законченным, связным микротекстом: а) с точки зрения темы (сформулируйте, о чём идёт речь в тексте)
б) с точки зрения взаимосвязи предложений (укажите виды связи: цепная, параллельная, сочинительная)
в) с точки зрения основной мысли (к чему сводится весь смысл: идея)
··· Однако в начале фрагмента есть слово (найдите его и обведите рамкой), которое указывает на неполноту строения микротекста. Отсутствует зачинная фраза, в которой должна быть "обозначена" раскрываемая микротема. Составьте эту недостающую фразу таким образом, чтобы она – стилистически и по смыслу – "вписывалась" в данный микротекст в качестве логического зачина, и запишите её.

Задания для учеников 11 класса

11. Почему слова русизм и русист пишутся с одной с? А как следует писать: белорус или белорусс?

12. Отредактируйте текст предложенного заявления. Напишите это заявление грамотно (и по содержанию, и по форме).

Заявление

декану подготовительного отделения доценту Иванову Г.А.

Я, ученик 11 класса средней школы № 72 г. Иваново, очень прошу Вас принять меня на подготовительные курсы. Я хочу поступать на юридический факультет. К заявлению я приложил квитанцию об оплате за курсы, а также две фотографии 3 х 4.

В.С. Кузнецов.