13 октября 2024 г. |
||
|
На книжную полкуСолганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10 -11 кл.: Учебное пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Дрофа, 2001. – 304 с.Учебное пособие написано профессором, доктором филологических наук Григорием Яковлевичем Солгаником. Это пособие можно было бы назвать обычным школьным учебником, если бы не форма изложения. Она необычна. Учебник не назидателен и не теоретизирован. Достаточно обратить внимание на названия глав (не привычных параграфов!): «Язык в перевернутом бинокле, или О функциональных стилях языка», «В каждом слове – бездна образов», «Замолаживает», или Об удивительно звучащих словах»и так далее. А вот рассуждения автора о том, что есть стилистика. «В сохранившихся стихах из сожженной тетради А.Ахматова писала: Ржавеет золото, и истлевает сталь,
Крошится мрамор. К смерти все готово. Всего прочнее на земле печаль И долговечней – царственное слово. Посмотрите, с каким уважением говорит поэт о слове – царственное! И оно долговечней золота, мрамора, стали. Все проходит. Остается Слово. Как же это происходит? Как слово становится царственным? Как из самых обычных слов, состоящих из звуков или букв (на письме), рождаются волшебные строки «Я помню чудное мгновенье…» или «Чуден Днепр при тихой погоде…»? На этот труднейший вопрос и пытается ответить стилистика. Мы говорим «пытается», потому что точный и исчерпывающий ответ науке пока неизвестен. В учебнике есть не только необходимые, научно обоснованные сведения о предмете стилистики, но и вопросы для самопроверки, оригинальные практические задания. Например, в главе, посвященной искусству образной речи, предлагается определить стилистические ошибки в текстах молодых авторов и сопоставить эти наблюдения с замечаниями М.Горького. Изучать стилистику по учебнику Г.Я.Солганика можно и самостоятельно, потому что в конце книги есть ключи к заданиям. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для вузов. Ростов на Дону: изд. «Феникс», 2002. - 544с.Цель настоящего пособия, по мнению авторов, «дать необходимые знания о русском языке, его богатстве, ресурсах, структуре, формах реализации; познакомить с основами культуры речи, с различными нормами литературного языка, его вариантами; изложить основы ораторского искусства, дать представление о речи как инструменте эффективного общения; сформировать навыки делового общения». Эта цель вполне точно соотносится с главами пособия: «Из истории русского языка», «Структурные и коммуникативные свойства языка», «Культура речи» и другие. Каждая глава заканчивается контрольными вопросами и заданиями. Особое значение в пособии имеют Практикум и Приложение. Практикум содержит в себе задания для самостоятельной работы. Приведем примеры формулировок заданий: скажите, может ли выбор слова влиять на эмоционально-образное восприятие объекта речи. Опишите, каким вы представляете субъект действия (возраст, физическое и душевное состояние) в следующих примерах; найдите ошибки, вызванные нарушением лексической сочетаемости слов. Сделайте стилистическую правку, и так далее. Приложение включает в себя акцентологический минимум (представлены часто употребляемые в речи слова, в которых есть трудности с выбором ударения), орфографический минимум (содержит словарные слова, правописание которые не подпадает под орфографические правила, чаще всего это слова заимствованные), словарный минимум (состоит в основном из новых заимствований и их толкований). Заключает Приложение аннотированный список лингвистических словарей и справочников, список общепринятых сокращений, образцы трудового договора и типового резюме, схемы расположения реквизитов на угловом и продольном бланках. Пособие предназначено для студентов нефилологического профиля, но, безусловно, представляет интерес для широкого круга читателей. |