26 мая 2017 г.


Valid HTML 4.01!

изготовление, дизайн, хостинг: ООО НТЦ Итиль-95

При всем разнообразии методической литературы, предлагаемой школьному учителю русского языка и литературы, все-таки интересно заглянуть в творческую лабораторию тех педагогов, которые и сами способны создать нечто, характеризующее их индивидуальный профессиональный почерк.

Публикуемый конспект интегрированного урока интересен именно этим.

УРОК: Время «Выбора»...

Учитель: Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть па уроке, который поможет открыть вам тайну одного человека, с именем которого вы уже встречались на уроках внеклассного чтения, человека, страдающего, ждущего и надеющегося, что кем-то он будет понят, что когда-то его перечитают и поймут... эго Николай Гумилёв. И поможет ли его тайна нам, сегодня живущим, что-то решить для себя, уже сейчас сделать свой выбор.
Я уверена, что вам запомнится стихотворение «Выбор», увидевшее свет в 1909 году, которое мы попытаемся проанализировать, найти ответы на все вопросы, разберёмся в сложной системе образов. Скажу по секрету. Стихотворение так подействовало на меня, что собственное стихотворение «О времени» я дарю вам всем.

Всеобъемлющее, одурманивающее, озорующее и приманивающее,
Всепрезренное и откровенное, убиенное и согбенное,
Вседержащее, низко падающее, оно дрожащее и вечно радующее,
Озарённое и возвышенное, приукрашенное и еле дышащее.
Есть минувшее и прошедшее,
В бездну лет безвозвратно ушедшее.
Уходящее и возвратившееся,
И в тебе, и во мне повторившееся.
Оно тайное или явное,
Но для будущего это главное.
Итак, время «Выбора»...
Послушайте. (Учитель читает наизусть)
Созидающий башню сорвётся.
Будет страшен стремительный лёт.
И на дне мирового колодца
Он безумье своё проклянёт.
Разрушающий будет раздавлен,
Опрокинут обломками плит.
И, всевидящим Богом оставлен.
Он о муке своей возопит.
А ушедший в ночные пещеры
Или к заводям тихой реки
Повстречает свирепой пантеры
Наводящие ужас зрачки.
Не спасёшься от доли кровавой,
Что земным предназначила твердь.
Но молчи: несравненное право –
Самому выбирать свою смерть.

Учитель. Какие чувства испытывали, когда слушали стихотворение. Попробуем разобраться в прочитанном. Кто герои стихотворения ? (созидающий, разрушающий, ушедший). Истолкуем лексическое значение слова "созидающий". Приведите примеры однокоренных слов.

Ученики: созидать, созидатель, создательница, созидание, созидательный.

Учитель: Как понять сноску высокое, торжественное? Подберите к глаголу "созидать" синонимический ряд и давайте проследим лексическую сочетаемость этих слов.

Созидать - прекрасное, добро;

строить - дом, будущее, глазки, плотину, треугольник, рожи, семью, быт, жизнь, благополучие, планы;

творить - прекрасное, добро, суд, расправу, тесто, известь.

Учитель: Чем же занимался созидающий. Сумел ли выполнить то, что задумал? Почему?

Ответы: Строил башню, сорвался, упал, оказался на дне мирового колодца. Какие-то жизненные обстоятельства помешали осуществить задуманное. Он не был осторожен, сорвался и упал.

Учитель: Зачем нужно было созидать?

Ответы: Повторение притчи «Вавилонская башня», когда люди хотели быть ближе к богу, а бог изменил ход событий. Любопытство, постижение тайны построения мира. Сам попытался изменить действительность.

Учитель: Совершенно верно, поэтому Николай Гумилёв и утверждает, ставя глагол в будущее время, - сорвётся. Это историческое решение было подсказано библейскими источниками. И вот герой «на дне колодца».

Учитель: Почему горя испить до дна, а не радости? В каком значении употреблено слово "колодец" в стихотворении?

Ученики: В переносном, так как мировой колодец — колодец, созданный всем миром, то есть создавался веками. Это та пропасть, в которую летел.

Учитель: Почему страшен стремительный лёт?

Ученики: Человек, человечество всегда хотели летать, но здесь «полёт» вниз, падение на дно жизни.

Учитель: Верно, вот поэтому потом он и своё безумье проклянёт, так как он не подумал об ошибках, которые оставили предшествующие поколения. Ошибки не научили героя. Из созидающего человека он превратился в безумного. Поясните значение слова.

Учитель: От чего можно обезуметь?

Ответы: От горя, радости, испытывая чувство непонимания, от любви, есть даже выражение «любить до безумия» - сильно, страстно.

Учитель: От чего «обезумел» созидающий?

Ответы: Созидающий запутался сам в себе. Он осознаёт то, что «яма- пропасть, о которой говорили, в нём самом. Своими действиями он роет яму самому себе.

Учитель: Итак, я поняла вас так, что если что-то созидается, то это плохо,

и всё, что создано, становится ненужным?

Ответы: Нужно делать и поступать так, как хочешь, чтобы поступали и с тобой.

Учитель: А если этот человек строил «воздушные замки на песке», мечтал о несбыточном, и вдруг его мысли оказались в страшном месте жизни. Как вы объясните такое?

Ответы: Созидающий - высокоразвитый человек. Когда он мечтал, то его мысли, вдохновлённые образами, были далеко, набрали невиданную высоту и мощь, и вдруг что-то произошло, и вот герой теряет мысли знания. Может быть, идёт разговор о культуре человека? Достаточно что-либо забыть, даже законы общества, поступить не по совести, и нет культуры. Здесь падение культуры. Умному человеку трудно, когда общество не признаёт законы человечности, вот, наверное, поэтому герой и проклинает своё безумие, что не в силах понять уклад некультурной жизни, а общество не понимает созидающего.

Культура -

Определение дает нам право так рассуждать, потому что созидающий не понят и не принят миром, который сам и возводил.

Учитель: Что же вы поняли о человеке созидающем?

Ответы: Созидающий одинок в своём труде, в мыслительной деятельности.

Учитель: Второй образ - образ разрушающего. Созидающий - разрушающий. Как называется такая пара слов? Приведите однокоренные слова к слову «разрушающий», которые будут антонимами к уже записанным словам. (Продолжение: разрушать, разрушитель, разрушительница, разрушение, разрушительный). Назовите черты, которые объединяют героев.

Ответы. Они живут водном обществе. Оба заняты и действуют. Оба безымянны. У героев страшная судьба. Не понимают, что делают. Созидающий не понимает общества, пытается осознать, а разрушающий живёт, нс осознавая, что он разрушает. Оба брошены на дно: один обстоятельствами, другой - сам в разрухе. Герои незнакомы. Оба сетуют на судьбу.

Учитель: Что испытывает разрушающий со стороны действительности?

Ответы: Он раздавлен, мир большой и прекрасный, а со своими разрушающими помыслами он ничтожен, а потому и опрокинут миром. Можно иначе пояснить: такого зла, которое с разрушающим, много; оно «разлито» по всему свету, этот герой оставлен один на один со своими мыслями, он забыт богом, несмотря на то, что Всевышний появился здесь.

Учитель: Почему бог не с созидающим, а здесь, хотя не предпринимает ничего?

Ответы: Бог создал мир, и он «несёт ответ» за него, и не человеку его рушить.

Учитель: Что мучает героя?

Ученики: Герою трудно жить без бога в душе. Душа его страдает. Это разумное существо, хоть оно и крушит.

Учитель: Разрушающий «возопит» о муке своей, это крики его души. Что вы поняли о человеке разрушающем?

Ответы: Разрушающий не нужен обществу, как и созидающий.

Учитель: Как назван следующий герой? Что значит это слово?

Учитель: Какой перед нами герой?

Ответы: Если первые два что-то делают в обществе. То третий - пассивный человек. Он боится трудностей, равнодушный, эгоистичный. Как можно уйти в такое время? Человек занят собой, прячется или в пещеру или идёт к тишине. Этот человек устал от жизни.

Учитель: Как встречает его природа?

Ученики: Ушедшего ожидает встреча со свирепой пантерой. Даже природа не понимает таких людей.

Учитель: Зачем уходить: живи, тебя никто не тронет?

Ответы: Чувство самосохранения руководит героем, он уходит с целью спасения, значит, в обществе, где он живёт, не всё благополучно. Ужас испытывает человек и в обществе, и находясь в дикой природе. Человек бежит от ужаса, страха. Героем руководит желание выжить в условиях такого существования.

Учитель: Итак, работая над образами героев, невольно задаёшься мыслью: почему такие разные герои в этом стихотворении? Стихотворение названо «Выбор».

Таких героев выбрал Н. Гумилёв. Значит, автор ищет героя. Созидающий, разрушающий, ушедший - собирательные образы, которые вместили целые группы людей, соседствующих в обществе. У них разные судьбы, разное мировоззрение. Какое слово объединяет все понятия?

Ученики: Земные.

Учитель: Почему кровавая доля предназначена земному человеку?

Ответы: Участь каждого героя печальна. Это судьба человека. Обратим внимание на слово "кровавый".

В то время это судьба многих.

Учитель: По вашему мнению, и созидающий, и разрушающий, и ушедший — люди, судьба которых печальна. Это философия судьбы: кем бы ты ни был, тебя ждёт смерть, а выбираешь только её форму. Итак, автор ищет героя, а читатель должен сделать свой выбор: принять или не принять. Не кажется ли вам, что этот ряд может быть продолжен логически: созидающий - разрушающий; ушедший?

Чтобы понять, какой герой нужен, послушайте притчу

Мыслящие одинаково.


Есть такие животные — лемминги. Мелкие грызуны. Они живут
на севере, где не очень-то есть чего грызть, но они находят и грызут
себе помаленьку. Но вдруг однажды ни с того, ни с сего они
срываются с насиженных и «нагрызенных» мест и устремляются все в
одном направлении. Видимо, в них срабатывает какой-то рефлекс.
Может быть, рефлекс атаки. Кто-то бежит впереди, а остальные за ним
следуют. Или его преследуют? Этого не знает даже тот, кто бежит
впереди. Вроде сначала следовали... и вдруг с какого-то места, с
какого-то момента стали преследовать. Но направления не изменили.
Если кто-то изменит, свернёт, замешкается или повернёт обратно, он
будет растоптан в один момент. А впоследствии может оказаться, что
бежали они совсем не туда, куда следовало, и тогда они будут
сокрушаться, вспоминать растоптанных, воздавать им всё, что прежде не
успели воздать... А скорее всего не вспомнят. Потому что некого будет
вспоминать. Потому никто из них не бежит против течения. Бег против
течения - это привилегия человека. И помнит человечество только тех,
которые двигались против течения времени,
увлекая человечество за собой, даже если человечество их растоптало.
(См. «Литературная газета» 21 июля 1993 года, №29)

Учитель: О чём притча?

Ученики: О человеческом обществе и человеке, который имел свою точку зрения на вещи.

Учитель: Как названа притча? Кто эти люди - герои, мыслящие одинаково?

Ученики: Созидающий, разрушающий, ушедший.
Учитель: Кого мы им противопоставим?

Ученики: Человека, мыслящего иначе. Он лучше умрёт, чем будет таким, как все. Это инакомыслящий. Инакомыслящий изгнан из общества. Значит, он с чем-то не согласился, что-то не принял.

Учитель: Мы сможем его вернуть. (Ребята предлагают: пришедший, возвратившийся, возвращённый, возвращаемый). Ребята, в литературе есть такое понятие - возвращённые имена. Имя Николая Степановича Гумилёва есть в этом списке. Он сам сказал о себе своими стихами. О себе и о времени, которому судьба приносит в жертву человеческую жизнь. В России больше муз осиротевших, нежели спокойно доживающих седовласыми стариками до границы бытия. Среди них и муза русского поэта Николая Гумилёва.

(фрагменты биографии)

Учитель: Что было причиной гибели поэта?

Ученики: Время, он не молчал, он писал, и не нравились поступки людей.

Учитель: Прочитайте заключительные строки. Истолкуйте их иначе.
Ученики: К скрытому герою обращает эти слова поэт, только у него есть право выбора, он инакомыслящий, в его жизни должно быть иначе, чем у других героев. Поэт тайно надеется, что это будет и сам читатель, живущий в настоящем или будущем.

Учитель: Открыли ли мы тайну поэта? Какой это человек? С какой просьбой обращается? Что решили для себя? Какой выбор сделали? Литературный час мы начали с эпиграфа. (Ещё раз читается подаренное всем стихотворение). Чем любопытно стихотворение?

Ответы: Слову «время» подобрано столько эпитетов, многие из которых причастия . В словах - эпитетах знакомые суффиксы, а эти суффиксы мы изучаем в теме «Причастие».

Учитель: Что такое причастие? (даётся определение) Сейчас вы поработаете каждый в своей группе и сформулируете ответ на вопрос: какова цель нашего урока.

После того, как решили задания, формулируют цель работы: повторить некоторые трудные вопросы темы: обособление причастного оборота на письме; морфологический разбор причастия; как образуются причастия; орфографические правила. (Работа по ходу урока продолжается со словами из стихотворения, записанными на доске).

На дом предлагается проанализировать стихотворение Н.Гумилева "Праматерь", истолковать неизвестные слова, показать морфемный разбор указанных причастий, одно разобрать морфологически, записать свои мысли по прочтении.