25 ноября 2024 г. |
||
|
2.5. Типовой формуляр. Реквизиты документа При подготовке конкретного документа учитываются составляющие его элементы (реквизиты). Совокупность этих элементов называется формуляром документа. Число реквизитов, характеризующих отдельные документы, различно и определяется целями документа, его назначением, требованием к содержанию и форме данного документа, способом документирования и т.д. Для многих документов число реквизитов строго ограничено. Отсутствие или неправильное указание какого-либо реквизита делает документ недействительным. Для ряда документов, выдаваемых органами государственной власти и государственного управления, состав реквизитов документов установлен в законодательных и нормативных актах. Применение государственных стандартов на организационно-распорядительную документацию вводит единообразие в оформление документов, что является необходимым условием для механизации и автоматизации работы с документами, ускоряет оформление документов, повышает культуру управленческого труда. Формуляр, характерный для определенной разновидности документов, называется типовым. Типовой формуляр характеризуется определенным количеством реквизитов, расположенных в строгой последовательности, например: государственный герб Российской Федерации эмблема организации или предприятия; изображение правительственных наград; коды; наименование министерства или ведомства; наименование учреждения, организации или предприятия; наименование структурного подразделения; адресат; резолюция; гриф утверждения; индекс предприятия связи, почтовый и телеграфный адрес, адрес электронной почты, номер телетайпа (абонентского телеграфа), номер телефона, номер счета в банке; название вида документа; дата; индекс; ссылка на индекс и дату входящего документа; место составления или издания; отметка о контроле; заголовок к тексту; текст; отметка о наличии приложения; подпись; гриф согласования; отметка о заверении копий; визы; отметка об исполнении документа и направлении его в дело; отметка о поступлении. При составлении формуляров конкретных видов документов необходимо исходить из требований формуляра-образца, причем ряд реквизитов, перечисленных в формуляре-образце, естественно, будет отсутствовать. Прокомментируем наиболее важные реквизиты. Автор, бланк документа - обязательный реквизит каждого документа. Авторами служебных (официальных) документов являются, как правило, учреждения, организации, предприятия. В служебных документах автор чаще всего обозначается в бланке. Бланк представляет собой лист бумаги с напечатанным на нем названием учреждения, предприятия, организации. В бланке в соответствии с требованиями стандартов, указываются: герб Российской Федерации; эмблема организации ли предприятия; изображение правительственных наград; наименование министерства или ведомства; полное наименование учреждения, организации или предприятия (в скобках сокращенное, если таковое имеется); наименование структурного подразделения; адрес учреждения; название вида документа или место для него; дата; индекс; ссылки на индекс и дату входящего документа; место составления документа; Каждое учреждение, организация, предприятие должны иметь два вида бланков - бланки для служебных писем и бланки для всех других видов документов. Это объясняется тем, что служебное письмо является единственным видом документа, в котором не указывается название. Все остальные документы имеют название вида - протокол, приказ, акт, постановление, решение, распоряжение и т.д. Но служебное письмо в то же время является единственным документом, в котором есть реквизит - адрес учреждения, предприятия, организации - автора документа. Во всех остальных видах документов этот реквизит отсутствует. Применение бланков повышает культуру управленческого труда, придает информации официальный характер, облегчает исполнение и дальнейшее использование любого документа. Наименование вида или разновидности документа. Указание вида или разновидности документа - один из обязательных элементов формуляра. Он позволяет выделить искомый документ из всей огромной массы документов, дает самое первое общее представление о нем. Вид или разновидность документа определяется его содержанием, формой (протокол, циркуляр), способом записи и передачи информации (стенограмма, телеграмма, радиограмма). Название вида или разновидности документа помещается обычно в начале документа. На служебных документах указание вида или разновидности дается в бланке после указания автора документа. Заголовок. Все служебные документы формата А-4 должны иметь заголовок независимо от вида, содержания и назначения документа. Без заголовка разрешается составлять лишь короткие документы на формате А-5 (148х210), извещения, телеграммы и телефонограммы. Заголовок формулируется составителем документа. В нем кратко и точно в одой фразе должно быть отражено основное содержание документа. Для документов, сложных по содержанию, составляются подзаголовки. Заголовок помещается в левом верхнем углу документа под обозначением автора, номера и даты Заголовок значительно упрощает обработку документа. По нему сразу, не читая всего текста, можно получить представление о содержании документа. Заголовок облегчает и регистрацию документа, его распределение между исполнителями, контроль за сроками исполнения, поиск нужного документа в деле и помогает правильному распределению документов в дела. В ответных письмах перед заголовком после номера и даты отправляемого документа дается ссылка на индекс и дату инициативного документа. Адресование документа. На многих видах служебных документов, и прежде всего на документах, отправляемых из учреждения, указывается адресат, т.е. наименование учреждения. которому направляется данный документ. Адресат располагается в верхнем правом углу документа. В адресате названия учреждения и структурной части пишутся в именительном падеже. Для ускорения направления документа и его исполнения, если известна фамилия руководителя, который будет рассматривать документ, следует адресовать корреспонденцию конкретным должностным лицам. На одном документе разрешается проставлять не более трех адресатов. Если документ направляется более чем в три адреса, составляется список на рассылку, а на каждом экземпляре указывается только один адрес. Адрес пишется в соответствии с правилами, установленными органами связи, и на многих документах указывается вслед за адресатом. Датирование документа. Каждый документ имеет дату. Она относится к обязательным реквизитам документа. Даты, проставляемые на документе, могут иметь различное назначение. Они характеризуют стадии работы над документом. Так, дата, проставляемая в бланке, должна быть датой подписания документа. Однако нередко дату в бланке ставят при его регистрации или даже в момент отправления. В таких случаях даты подписания и отправки документа должны совпадать. Для официальных документов существуют также дата опубликования документа, дата утверждения, дата вхождения документа в силу. Дата проставляется лицом, подписывающим или утверждающим документ. На документе проставляют также даты написания резолюций, даты ознакомления с документом, визирования, контроля исполнения и т.д. Дата служит поисковым признаком и используется для ссылки на документ. В состав даты входит число, месяц, год. Наиболее рациональным следует признать обозначение всех частей даты арабскими цифрами: 08.03.2003 - 8 марта 2003 года 15.07.2002 - 15 июля 2002 года 21.12.2002 - 21 декабря 2002 года. Состав удостоверения документов. Способы удостоверения документа - подписание, проставление печати, утверждение - придают документу юридическую силу. Подпись - обязательный реквизит документа. Она состоит из наименования должности лица, подписавшего документ, его личной подписи и ее расшифровки. Если документ готовится на бланке учреждения, в должности подписывающего лица название учреждения не повторяется. Если документ изготовлен не на бланке, в состав должности войдет полное наименование учреждения, организации или предприятия. Подписывается обычно первый экземпляр документа, изготовленный на бланке. Подписание различных категорий служебных документов регламентируется нормативными актами, регулирующими работу учреждения. Документы, направляемые в вышестоящие организации, и наиболее важные внутренние документы подписывают руководители учреждений и их заместители. Руководители структурных подразделений подписывают документы в пределах своей компетенции. Две подписи и более ставятся под документом тогда, когда ответственность падает на нескольких лиц. Например, на протоколах - подписи председателя и секретаря, на аттестатах - подписи директора школы, заведующего учебной частью, учителей; на договорах - подписи договаривающихся сторон; на документах, связанных с денежными и материальными ценностями - подписи руководителя учреждения и главного бухгалтера и т.д. Как правило, все случаи проставления нескольких подписей оговариваются в специальных инструкциях. Для закрепления юридической силы документов на них ставится печать. Печати бывают гербовые и простые. Гербовая печать всегда круглая с изображением в центре герба Российской Федерации или Ивановской области, а по окружности дается полное название учреждения. Право пользования печатью оговаривается в Положении об учреждении. Гербовая печать ставится на подлинных документах, содержание которых требует особого удостоверения. Простые печати могут быть различной формы - круглые, квадратные, прямоугольные, треугольные. На них герб не изображается. Простых печатей в учреждении, организации, предприятии может быть несколько. Простые печати ставятся на размноженных экземплярах распорядительных документов, на справках, пропусках, при опечатывании бандеролей, пакетов. Нормативными актами предусмотрена необходимость утверждения некоторых видов документов. Например, требуют утверждения уставы, положения об учреждениях и их структурных частях, штатные расписания, инструкции, некоторые протоколы и др. Утверждение документа осуществляется после его подписания. Утверждение санкционирует содержание документа или распространяет его действие на определенный круг организаций. Согласование документа. Тесты наиболее важных документов обычно перед подписанием согласовываются с заинтересованными должностными лицами, структурными подразделениями, учреждениями. В ходе согласования определяется правильность зафиксированных в документе решений, их соответствие действующему законодательству, учитываются интересы различных структурных подразделений или учреждений. Согласование проектов документов осуществляется с учреждениями, предприятиями, организациями, структурными подразделениями и должностными лицами, которые, в соответствии с их компетенцией, имеют непосредственное отношение к вопросам, содержащимся в проекте документа. Согласование может осуществляться как внутри учреждения (с различными подразделениями и должностными лицами), так и вне его (с подчиненными и неподчиненными органами). Приложения. Нередко служебные документы имеют приложения. Обычно приложения дополняют, разъясняют, детализируют отдельные вопросы основного документа. Указание на наличие приложения, упоминаемого в тексте, делается в виде отметки после текста документа перед подписью. Если документ имеет приложения, не названные в тексте, то их наименования перечисляются с указанием количества листов в каждом приложении и числа их экземпляров. Если приложения сброшюрованы, то количество листов не указывается. Сами документы-приложения должны иметь все необходимые реквизиты: наименование вида документа, заголовки, даты, подписи. Кроме того, на приложениях в верхнем правом углу делается отметка, указывающая на связь приложения с основным документом. Содержание |